МКДОУ "Большемуртинский детский сад №1"

Психолог рекомендует

Здравствуйте, Уважаемые родители!

 

Игнатьева Анастасия Николаевна

Должность:  педагог-психолог.

График работы: С 8.30 до 15.00 (1 смена) с 10.30 до 17.30 (2 смена)

Программа психологического сопровождения по развитию социально - коммуникативной и познавательной сферы детей

Агрессивные дети

 ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ?

С психологической точки зрения : «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее е вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее е физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».

Причины появления агрессии:

- некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

- воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

- характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс , золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией

Портрет агрессивного ребенка

  • Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
  • Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным.
  •  «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку»
  • Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».
  • Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
  •  Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Ответ:  часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях.

 Работа воспитателей  сданной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Шпаргалка для всех

Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2.  Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  3.  Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4.   Наказания не должны унижать ребенка.
  5.  Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6.  Давать ребенку возможность проявлять гнев не ­ посредственно после фрустрирующего события.
  7.  Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8.  Развивать способность к эмпатии.
  9.  Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10.  Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11.   Учить брать ответственность на себя.






 

 

Кризис 3-х лет.

Что такое кризис трех лет???

3 года – очень сложный возраст. В эмоциональной, психической и физической жизни ребенка происходит множество перемен. Буквально недавно ваш малыш из спокойного, покладистого лапочки превратился в вечно кричащего и требовательного монстрика. Не спешите расстраиваться. Виной тому может быть кризис трех лет. Это неотъемлемый этап становления личности. Проявления кризиса у каждого проходит по разному, но схожие симптомы есть: крайнее упрямство, раздражительность, негативизм, своеволие, нытье, истерики.

Малыш может начать раздеваться, когда идти на улицу, устроить истерику в магазине по разным причинам, или отказаться кушать и т.д.

Истерики, наиболее частый спутник кризиса. Чтобы понять, что с ним делать, сперва нужно разобраться в причинах.

-  Малыша не понимают. Он еще плохо говорит и родителям,  и воспитателям сложно понять, что он пытается до них донести. Оставаясь непонятым, ребенок расстраивается  плачет.

- Малыш хочет внимания. Обычно так происходит в семьях, где только-только появился новый человек или родите6ли слишком заняты, чтобы услышать дитя. Не найдя другого выхода, старший ребенок пытается всеми силами обратить на себя внимание путем истерик.

- Физическое неудобство. Жара, холод, переутомление, недосыпание – все это запросто может стать поводом для капризов.

- Желание быть, как взрослые. Если родители не сдержанны и не умеют себя контролировать, то ребенок учится воспринимать крик, как единственный путь выхода отрицательных эмоций.

- Стремление получить желаемое. Родителям достаточно несколько раз сдать позиции и привычка получать желаемое с помощью плача успешно закрепиться в сознании ребенка.

-упрямство малыша

-малыш делает наоборот, не то о чем его попросили

-малыш может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.  

-могут  появиться бранные слова.

Частый плач и капризы ребенка трех лет вовсе не являются желанием сделать назло родителям. Прежде – это не  умен6ие правильно выражать свои мысли, потребности. Всего раз, получив желаемое с помощью истерики, ребенок будет продолжать и дальше манипулировать своими родителями.

Начинается кризис с 2,5 лет и продолжается до 4 лет.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет???

  • Не применяйте авторитарный стиль  воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания.
  • Проявлять чуткость и терпение.
  • При возникновении вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не кричите и не срывайтесь в ответ, так как это усугубляет ситуацию. Малыша бьющегося в истерике не нужно наказывать, малыш сам успокоится, когда поймет, что его слезы на вас не действуют.
  • Старайтесь не спорить с малышом, не преломляйте его упрямство, ребенок вас проверяет.
  • Не командуйте своим ребенком – это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
  • За едой не уговаривайте – пусть сам ест. Выпустите из- за стола, как только он перестал есть.
  • Давать возможность быть самостоятельным (поручите какое-нибудь дело, например: полить цветы, подмести, вытереть пыль, накрыть).
  • Позвольте ребенку сделать самостоятельный выбор: что одеть, какую игрушку взять, и так далее.
  • Уступайте в мелочах. Если ребенок хочет сначала съесть второе, а потом суп, то позвольте.
  • Ищите с ребенком компромиссное решение в сложившейся ситуации, с предоставлением право на выбор.
  • Воспитание не должно строиться на запретах и наказаниях, а на позитивном решении действовать.
  • Регулярное понукание формирует у ребенка упрямство и заниженную самооценку, лишает самостоятельности и права выбора, а чрезмерная опека убивает инициативу, ищите «золотую середину».
  • Предлагайте свою помощь, если ребенок вас сам об этом просит, а не делайте за него.
  • Показывайте свою любовь, хвалите, обнимайте, целуйте, принимайте его таким, какой он есть.
  • Малыш может решить, что вы его не любите, если вы постоянно ругаете за его поступки, например, нечаянно пролил, суп или разбил, что то. Спокойно объяснить, что он не прав и почему это плохо.
  • Используйте ролевые игры, чтобы обучить, научить, воспитать что то (правила поведения за столом, с людьми, вежливость, этикет, правила нормы и так далее).
  • Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других, он сделал, так как смог и хвалите его за это, есть ошибки, на которых учатся. 
  • Не следует давать оценку личности ребенка, так как вы ущемляете чувство собственного достоинства, не говорите, что он «плохой», «растяпа», «лентяй» и так далее, оценивайте его поведение, например: ты, поступил не правильно, не хорошо, или ты ленишься и так далее.
  • Если ребенок закатил вам истерику на улице или в магазине, не ругайте его и не применяйте физическое наказание, попытайтесь отвлечь внимание ребенка, поговорить спокойно, если это не действует, то стоит просто уйти с общественного места и после,  когда ребенок успокоится провести беседу, объяснить его и свое поведение.

тест для родителей!!!

Тест: «Какой вы родитель?».

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

баллы

  1. Сколько раз тебе повторять?

2

  1. Посоветуй,  мне, пожалуйста.

1

  1. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

  1. И в кого ты такой уродился?!

2

  1. Какие у тебя замечательные друзья!

1

  1. Ну и на кого ты похож (а)?

2

  1. Я в твои годы…..

2

  1. Ты моя опора, моя опора и  помошник (ца).

1

  1. Ну что за друзья у тебя?

9

  1. О чем ты только думаешь?!

2

  1. Какая (какой) ты у меня умница!

1

  1. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

  1. У всех дети, как дети, а ты…..

2

  1. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1

 

Ключ к тесту:

От 5-7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу.  Вы уважаете ребенка, и он искрене любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого себя.

11 баллов  и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегода с вами откровенен. Его развитие подверженно влиянию случайных обстоятельств. Конечно,  вы понимаете, что это намек на действительное положение дел, ведь то, как Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих. 

 

 

 

 

 

Памятка:  «Чтобы воспитать человека»

Нужно!

  1. Принимать его таким, какой он есть со всеми его недостатками и любить его просто так, а не за что то.
  2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не и наче.
  3. Внушить ребенку, что он все может, если только поверить в себя и будет работать.
  4. Понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка, тогда легче понять причину поведения или  поступка.
  7. Помнить,  что воспитывать не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя!

  1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  2.  Относиться к ребенку, как к сбербанку, в который родитьи выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родители, и выкормили: он об этом не просил.
  4. Использовать ребенка, как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
  5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  6. Относиться  к ребенку, как к неполноценномучеловеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  7. Перекладывать ответственность  за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.

 

 

 

 

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Отметьте искренне на те,  утверждения, которые соответствуют вашему ребенку.

Вопросы

Балл

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

1

  1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

 

1

  1. Привлекает ли вашего ребенка заниматься самостоятельно каким либо делом, требующим сосредоточенности в течение  30 минут.

1

  1. Верно,  ли что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

1

  1. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

1

  1. Может ли ваш ребенок рассказать наизусь несколько стихотоворений?

1

  1. Умеет ли изменять существительные по числам?

1

  1. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или что лучше, целыми словами?

1

  1. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

1

  1. Может ли он решать простые задачи на вычетание или прибавление едениц?

1

  1. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

1

  1. Любит ли ваш ребенок рисовать и расскрашивать картинки?

1

  1. Может ли ваш ребенок пльзоваться ножницами и клеем ?

1

  1. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти и больше частей ? (пазлы)

1

  1. Знает ли ребенок названия диких и доиашних животных?

1

  1. Может ли он обобщать понятия (например: посуда, овощи, мебель, транспорт)?

1

  1. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно (рисовать, лепить, конструировать), играть в  разные игры?

1

  1. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

1

 

15-18 баллов. Можно считать, что ребенок вполне готов к школе, не напрасно занимаетесь,  и школьные трудности будут лекко преодолимы.

10-14 баллов. Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросв, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

9 и меньше – почитайте специальную литературу либо обратитесь к специалистам, больше уделяйте внимание на то,  что он не умеет.

 

Буклет в первый класс!

 

Памятка для родителей

 

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ

ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ
ТРУДНОСТЕЙ?

 

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

 

Для вас,  заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекоменда-циями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

 

На этапе подготовке:

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Предоставляйте  право на ошибку
  • Не думайте за ребёнка
  • Не перегружайте ребёнка
  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
  • Устраивайте ребенку маленькие праздники.

 

1) Организуйте распорядок дня:

  •  стабильный режим дня;
  •  полноценный сон;
  •  прогулки на воздухе.

 

2) Формируйте у ребенка умения общаться

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

 

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

 

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка       

  • Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания  на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
  • Выучите  названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
  • Используя  лото и книги,  учите с ребенком названия:  диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных  уборов, видов  обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия  городов,  названия  любимых сказок и их героев.

 

 

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

 

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 

    Внимание! При выполнении любых письменных заданий  следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

 

  • Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,  умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные  соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.       

 

   Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

 

     Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными).

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

Рекомендации родителям

«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду!»

В первую очередь надо готовить себя самих «морально», готовым к тому, что ребенок, возможно, станет более плаксивы, другим  чем был раньше.

Так как смена обстановки и поход в детский сад – это огромный стресс для психики ребенка.

Будьте готовы к тому,  что ребенок может кардинально изменится эмоционально (в поведении, в поступках),  и самое главное проявить к этому терпение и понимание. Так как такие изменения временные, все встанет  со временем на свои места.

Основное:

-Лучше всего начинать подготовку за несколько месяцев до прихода в сад. Можно прогуляться по саду, рассказать ребенку, что там происходит, зачем дети ходят  в сад,  что и он скоро будет посещать детский садик.

 

-В первый день прихода в сад ознакомитесь с кабинкой, пройдите вместе в группу, ознакомьтесь со всем вместе.

 

-Обязательно перед уходом скажите ребенку, что вы уходите, но не надолго, что обязательно вернетесь и заберете, обнимите, поцелуйте или придумайте свой ритуал прощания. Типичная ошибка родителей, пока ребенок занят уходят незаметно, тем самым ребенок отвлекшись от занятия осознает, что мамы нет, и вернется ли она вообще, у ребенка может возникнуть страх, еще более травмирующая ситуация для психики.

-Первую  неделю  ребенок в саду должен пребывать 2-3 часа, это тем самым ребенку поможет постепенно привыкнуть к новым условиям и отрываться от матери.

-Не «сюсюкаемся» ведем себя спокойно и уверенно, не паникуем, если ребенок начинает плакать. Прощаться нужно быстро.

-В сад с собой можно взять любимую игрушку (с ней ребенку будет легче).

-Типичной ошибкой родителей является негативная реакция. Родителям кажется, что ребенок просто капризничает, пытается обратить на себя внимание. Плачь ребенка – это типичная реакция на стресс, и грубость, брань, наказание со стороны родителя только усугубляет ситуацию.

-Уделяйте в этот период больше ребенку внимание, особенно  после сада. Типичной ошибкой родителей является то, что  перестают интересоваться делами, надеясь, что в саду он получил.

-Соблюдение режимных моментов, как в саду. Когда ребенок находится в одном режиме, то ему намного легче адаптироваться (сон, игровая деятельность, гигиенические моменты, кормление ребенка

-Воздержитесь о лестных и негативных высказываний о воспитателях и саде в присутствие ребенка. 

 

Главное правило жизни – любите и принимайте своих детей не за что – то,  а просто так, потому что они у вас есть!

 

 

Играем в игру: "Наоборот"

 

Играем с детьми вместе!!!

Правила взаимоотношения!!!

10 заповедей для родителей.

Советы родителям!!!