МКДОУ "Большемуртинский детский сад №1"

Гринчак Мария Емануиловна     

Гринчак Мария Емануиловна

Должность: инструктор по физической культуре

График работы: С 8.00 до 17.00

2020-2021 учебный год.

Рабочая программа инструктора по физическому воспитанию на 2021 - 2022г.

Настольный теннис

В настоящее время проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения является неотъемлемой составляющей подготовки его к активной самостоятельной жизни.    

Вопрос физического воспитания подрастающего поколения – важный вопрос в современном обществе. Он актуален по многим причинам. Во-первых, здоровье подрастающего поколения, к сожалению, не улучшается. Во-вторых, приобщая детей к здоровому образу жизни, вооружаем их полезными умениями и навыками, формируем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных, спортивных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей, учим проявлять волевые усилия для преодоления физических трудностей при овладении тем или иным новым движением, закладываем основу для нормальной, плодотворной жизни без вредных привычек.

Для  формирования основ здорового образа жизни необходимо развивать потребность организма ребёнка в ежедневном двигательном тренинге, учитывая его индивидуальные особенности.

В связи с этим физическое воспитание в детском саду должно предусматривать ряд мероприятий, где в первую очередь целесообразно изучение с детьми различных спортивных игр и их элементов. Изучение практики физического воспитания в ДОУ показывает, что для решения задач психического и физического развития дошкольников, недостаточно проведения с ними элементарных подвижных игр. Более того, высокий интерес детей к играм, «содержащим сложно-координированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребёнка».

Таким образом, назрела проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решить эту проблему можно посредством организации игр с элементами спорта, обеспечивающих гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

Цель работы: формирование у детей желания к занятиям физическими упражнениями посредством игры в настольный теннис.

Задачи:

  1. Оздоровительные:
  • укреплять здоровье детей, улучшать их физическое развитие, совершенствовать  функциональное состояние костной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;
  • повышать работоспособность организма и его защитных свойств.
  • формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения);

2. Образовательные:

  • совершенствовать ранее освоенные умения;
  • формировать новые двигательные навыки, в том числе навыки игры в настольный теннис;
  • развивать физические качества посредством специальных упражнений с разными мячами (координационные способности – меткость, глазомер; способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений; скоростные способности; выносливость – общая и специальная);

3. Воспитательные:

  • воспитывать положительные черты личности (организованность, самостоятельность, активность и дисциплинированность);
  • воспитывать нравственные качества личности (честность, справедливость, взаимопомощь, бережное отношение к физкультурному инвентарю и ответственное выполнение поручений);
  • способствовать проявлению волевых качеств личности (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка).[4]  

Принципы:

  1. Доступность и индивидуализация
  1. Систематичность и последовательность
  2. Аксиологический принцип
  3. Принцип психологической комфортности
  4. Принцип сотрудничества и единства требований

При обучении детей дошкольного возраста настольному теннису используются следующие методы:

  1. Наглядный метод: показ физических упражнений, имитация; наглядные пособия (картины, рисунки и т.д.); зрительные ориентиры: предметная и графическая разметка.
  2. Словесные методы: названия упражнения, описание, объяснение, пояснение, указание, напоминание, распоряжение, команда, вопросы к детям, рассказ, беседа.
  3. Практические методы: повторение упражнений; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме.      
  4. Игровой метод.

Условия организации игры в настольный теннис

Для занятий настольным теннисом необходимо выбрать место, где будет организована игра, поставить теннисный стол на игровой или спортивной площадке, в удобном отдельном помещении. Желательно, чтобы он был сборно-разборным и, при необходимости, его можно было убрать.

Над столом натягивают плетеную сетку высотой около 15см. Ячейки сетки должны быть такими, чтобы сквозь них не проскочил мяч. Сетка крепится за стойки у боковых граней стола. Ракетки могут быть как фабричными, так и самодельными, мяч используется ярко оранжевого цвета, чтобы лучше было видно.

Техника игры в настольный теннис настольного тенниса включает в себя способы держания ракетки, стойки, перемещения и удары.

Как держать ракетку. Существует несколько способов. Одним из самых распространенных и более доступных для детей является такой: ребенок держит ракетку в горизонтальном положении, он обхватывает ручку ракетки таким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности, а большой палец – к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы свободно, без напряжения, обхватывают ручку ракетки.

Исходное положение и перемещение. Ребенок перед приемом мяча находится на расстоянии 40-60см от стола. Туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты, вес тела смещен на передние части стоп. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе.  Передвижение осуществляется на слегка согнутых «эластичных» ногах шагами, выпадами, прыжками, скользящим шагом.

Удар толчком. В настольном теннисе применяется более 20 различных ударов. Это простейший удар в настольном теннисе. При ударе толчком игрок занимает исходное положение в соответствии с направлением полета мяча: рука вытянута вправо или влево; предплечье параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу). В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетку посылают вперед легким, ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, то есть с дальней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии исходного положения – с ближней на дальнюю. Игра толчком тыльной и ладонной сторонами ракетки создает основу для разучивания в дальнейшем наката слева и справа.

Накат справа. Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, левая чуть выдвинутая вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено к столу влево, рука отведена вправо - назад для замаха. Наносить удар необходимо в высшей точке отскока мяча, когда он находится сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх – влево. Во время удара центр тяжести перемещается на левую ногу. После выполнения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для выполнения последующего игрового действия.

Накат слева. Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, правая чуть выдвинутая вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено к столу вправо, рука отведена влево в сторону для замаха. Наносить удар необходимо в высшей точке отскока, когда он находиться сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх – вправо. Во время удара центр тяжести перемещается на правую ногу. После выполнения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для выполнения последующего игрового действия.

Подача. При прямой подаче рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. В первом случае мяч не будет вращаться, а во втором – приобретает заданное вращение. Направление движения мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.

Правила игры в настольный теннис

Игровая задача. Игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись о стол на стороне подающего, он перелетел через сетку, не задев её, и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч только тогда, когда, когда он отскочит от стола. Выигрывает тот, у кого будет меньше очков.

Подача или введение мяча в игру. После удара по мячу ракеткой он должен отскочить от стола на стороне подающего, перелететь над сеткой, не задев её, и коснуться стола противника. Подача не засчитывается, если мяч задевает сетку.

Розыгрыш очка. Розыгрыш начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одним из игроков. Мяч, посланный на сторону противника, должен быть отражен другим игроком после отскока на его стороне (в правилах игры для дошкольников допускается несколько отскоков).  Мяч должен быть отражен ударом ракетки. Её разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Если мяч при этом не заденет сетку и коснется игровой поверхности стола на стороне соперника, он считается отраженным правильно.

Счет игры. Каждая ошибка одного из игроков дает очко другому. Партия считается законченной, если один игрок наберет 21 очко при преимуществе над соперником не менее чем в 2 очка. При счете 20-20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 11 или 15, но об этом надо предупредить детей до начала партии.

Игроки подают по 5 подач каждый. Начиная со счета 20-20, очередность подачи меняется после каждого очка. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.

Встречи детей могут включать 3 партии. Встреча считается законченной после того, как одна из сторон выиграет 2 партии. Право выбора подачи можно определить жеребьевкой. Ребенок, которому, согласно жребию, принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу и сторону площадки.[2]

Методические рекомендации

по обучению детей дошкольного возраста игре в теннис

Обучение детей дошкольного возраста  игре в настольный теннис проводится в три этапа: подготовительный, основной, закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Занятия можно проводить как  подгруппами, так и индивидуально, в помещении и на свежем воздухе.  

На каждом этапе ставятся определенные задачи, которые реализуются с помощью соответствующих средств, методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий с мячом и ракеткой в зависимости от имеющихся у детей навыков.

     Подготовительный этап обучения – самый сложный и длительный. На этом этапе дети не только знакомятся с настольным теннисом и оборудованием, но и происходит сложный процесс овладения соотносящимися действиями с мячом и ракеткой. Ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснением. Поэтому нужно многократно показать детям на высоком уровне стойку, «хватку», выполнение «чеканки» и других упражнений с мячом и ракеткой. Учитывая особенности детей этого возраста, рекомендуется проводить обучение в непринужденной, игровой, ненавязчивой форме и через игру поддерживать интерес к спорту. На занятиях используются специально подобранные игры и упражнения.

Приемам настольного тенниса дошкольников обучают в следующей последовательности: держание ракетки (хватка), стойка теннисиста, его перемещение, изучение ударов и подач.

Главная проблема на этом этапе – научить детей «чувствовать мяч», регулировать силу удара, наклон ракетки.

Занятия-тренировки по настольному теннису желательно делить на три части.

    I часть – разминка. Её цель – разогреть мышцы, подготовить детей к освоению элементов настольного тенниса. В разминку входят различные виды ходьбы и бега, имитационные движения, упражнения по развитию внимания, реакции, глазомера. Важно создать у ребенка положительный  эмоциональный настрой.

     II часть – основная – направлена на освоение и совершенствование техники и тактики игры, развитие специальных физических и моральных качеств. Необходимо показать и объяснить детям «хватку» ракетки. Для овладения «хваткой» и привыкания к мячу и ракетке используются многочисленные подготовительные игры и упражнения: подбрасывание и ловля мяча (сначала двумя руками, одной рукой, затем – разными сторонами ракетки), перебрасывание мячей в парах и т.п. В упражнениях и играх с мячом и ракеткой совершенствуются функции равновесия, дети приобретают навык свободных действий с ракеткой, уверенность.

Обучение ударам по мячу следует начинать с их имитации. Имитационные упражнения являются необходимым условием достижения высоких спортивных результатов и поэтому требуют серьёзного отношения. Основным в имитации является многократное повторение ударных движений. Каждодневная имитация позволяет совершенствовать технику движений и тренировать мышцы рук, корпуса, ног, участвующие в игровых действиях. В основную часть можно включать самостоятельное выполнение упражнений, формировать стремление к самостоятельным играм с мячом и ракеткой.

III часть – заключительная. Её цель – успокоить ребёнка. В эту часть включают спокойную ходьбу, дыхательные упражнения, малоподвижные игры и т.п.[1]

     Основной этап обучения – ко второму этапу обучения следует переходить тогда, когда ребенок приобрел навыки действия с мячом и ракеткой. Приступая к нему, не следует забывать о закреплении уже имеющихся навыков (хватка, стойка, чеканка).

На этом этапе, помимо общефизической подготовки, ставятся задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а так же обучение игре на столе, стойке у стола, перемещению у стола, удару толчком, передаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе. Педагог многократно показывает способы удара толчком, подачи, показ подкрепляет объяснением, но некоторые несложные элементы дети выполняют только по словесному указанию. Часто возникает необходимость оказания помощи детям (совместное выполнение упражнений).  

Вначале обучают игре без сетки. Для удобства можно использовать две половинки стола как самостоятельные части. Предусматриваются и игровые упражнения с элементами соревнований. Для тренировки ударов (толчок, накат справа, накат слева) и подач можно  применять специальные тренажеры «Удочка», «Перекладина», «Мишень-ловушка» и другие.

Закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Основная задача этого этапа – овладение игрой по правилам.

Проблему поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым частично можно посредством организации игры в настольный теннис, обеспечивающих гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

В настоящее время проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения является неотъемлемой составляющей подготовки его к активной самостоятельной жизни.    

Вопрос физического воспитания подрастающего поколения – важный вопрос в современном обществе. Он актуален по многим причинам. Во-первых, здоровье подрастающего поколения, к сожалению, не улучшается. Во-вторых, приобщая детей к здоровому образу жизни, вооружаем их полезными умениями и навыками, формируем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных, спортивных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей, учим проявлять волевые усилия для преодоления физических трудностей при овладении тем или иным новым движением, закладываем основу для нормальной, плодотворной жизни без вредных привычек.

Для  формирования основ здорового образа жизни необходимо развивать потребность организма ребёнка в ежедневном двигательном тренинге, учитывая его индивидуальные особенности.

В связи с этим физическое воспитание в детском саду должно предусматривать ряд мероприятий, где в первую очередь целесообразно изучение с детьми различных спортивных игр и их элементов. Изучение практики физического воспитания в ДОУ показывает, что для решения задач психического и физического развития дошкольников, недостаточно проведения с ними элементарных подвижных игр. Более того, высокий интерес детей к играм, «содержащим сложно-координированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребёнка».

Таким образом, назрела проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решить эту проблему можно посредством организации игр с элементами спорта, обеспечивающих гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

Цель работы: формирование у детей желания к занятиям физическими упражнениями посредством игры в настольный теннис.

Задачи:

  1. Оздоровительные:
  • укреплять здоровье детей, улучшать их физическое развитие, совершенствовать  функциональное состояние костной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;
  • повышать работоспособность организма и его защитных свойств.
  • формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения);

2. Образовательные:

  • совершенствовать ранее освоенные умения;
  • формировать новые двигательные навыки, в том числе навыки игры в настольный теннис;
  • развивать физические качества посредством специальных упражнений с разными мячами (координационные способности – меткость, глазомер; способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений; скоростные способности; выносливость – общая и специальная);

3. Воспитательные:

  • воспитывать положительные черты личности (организованность, самостоятельность, активность и дисциплинированность);
  • воспитывать нравственные качества личности (честность, справедливость, взаимопомощь, бережное отношение к физкультурному инвентарю и ответственное выполнение поручений);
  • способствовать проявлению волевых качеств личности (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка).[4]  

Принципы:

  1. Доступность и индивидуализация
  1. Систематичность и последовательность
  2. Аксиологический принцип
  3. Принцип психологической комфортности
  4. Принцип сотрудничества и единства требований

При обучении детей дошкольного возраста настольному теннису используются следующие методы:

  1. Наглядный метод: показ физических упражнений, имитация; наглядные пособия (картины, рисунки и т.д.); зрительные ориентиры: предметная и графическая разметка.
  2. Словесные методы: названия упражнения, описание, объяснение, пояснение, указание, напоминание, распоряжение, команда, вопросы к детям, рассказ, беседа.
  3. Практические методы: повторение упражнений; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме.      
  4. Игровой метод.

Условия организации игры в настольный теннис

Для занятий настольным теннисом необходимо выбрать место, где будет организована игра, поставить теннисный стол на игровой или спортивной площадке, в удобном отдельном помещении. Желательно, чтобы он был сборно-разборным и, при необходимости, его можно было убрать.

Над столом натягивают плетеную сетку высотой около 15см. Ячейки сетки должны быть такими, чтобы сквозь них не проскочил мяч. Сетка крепится за стойки у боковых граней стола. Ракетки могут быть как фабричными, так и самодельными, мяч используется ярко оранжевого цвета, чтобы лучше было видно.

Техника игры в настольный теннис настольного тенниса включает в себя способы держания ракетки, стойки, перемещения и удары.

Как держать ракетку. Существует несколько способов. Одним из самых распространенных и более доступных для детей является такой: ребенок держит ракетку в горизонтальном положении, он обхватывает ручку ракетки таким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности, а большой палец – к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы свободно, без напряжения, обхватывают ручку ракетки.

Исходное положение и перемещение. Ребенок перед приемом мяча находится на расстоянии 40-60см от стола. Туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты, вес тела смещен на передние части стоп. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе.  Передвижение осуществляется на слегка согнутых «эластичных» ногах шагами, выпадами, прыжками, скользящим шагом.

Удар толчком. В настольном теннисе применяется более 20 различных ударов. Это простейший удар в настольном теннисе. При ударе толчком игрок занимает исходное положение в соответствии с направлением полета мяча: рука вытянута вправо или влево; предплечье параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу). В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетку посылают вперед легким, ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, то есть с дальней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии исходного положения – с ближней на дальнюю. Игра толчком тыльной и ладонной сторонами ракетки создает основу для разучивания в дальнейшем наката слева и справа.

Накат справа. Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, левая чуть выдвинутая вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено к столу влево, рука отведена вправо - назад для замаха. Наносить удар необходимо в высшей точке отскока мяча, когда он находится сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх – влево. Во время удара центр тяжести перемещается на левую ногу. После выполнения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для выполнения последующего игрового действия.

Накат слева. Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, правая чуть выдвинутая вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено к столу вправо, рука отведена влево в сторону для замаха. Наносить удар необходимо в высшей точке отскока, когда он находиться сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх – вправо. Во время удара центр тяжести перемещается на правую ногу. После выполнения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для выполнения последующего игрового действия.

Подача. При прямой подаче рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. В первом случае мяч не будет вращаться, а во втором – приобретает заданное вращение. Направление движения мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.

Правила игры в настольный теннис

Игровая задача. Игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись о стол на стороне подающего, он перелетел через сетку, не задев её, и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч только тогда, когда, когда он отскочит от стола. Выигрывает тот, у кого будет меньше очков.

Подача или введение мяча в игру. После удара по мячу ракеткой он должен отскочить от стола на стороне подающего, перелететь над сеткой, не задев её, и коснуться стола противника. Подача не засчитывается, если мяч задевает сетку.

Розыгрыш очка. Розыгрыш начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одним из игроков. Мяч, посланный на сторону противника, должен быть отражен другим игроком после отскока на его стороне (в правилах игры для дошкольников допускается несколько отскоков).  Мяч должен быть отражен ударом ракетки. Её разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Если мяч при этом не заденет сетку и коснется игровой поверхности стола на стороне соперника, он считается отраженным правильно.

Счет игры. Каждая ошибка одного из игроков дает очко другому. Партия считается законченной, если один игрок наберет 21 очко при преимуществе над соперником не менее чем в 2 очка. При счете 20-20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 11 или 15, но об этом надо предупредить детей до начала партии.

Игроки подают по 5 подач каждый. Начиная со счета 20-20, очередность подачи меняется после каждого очка. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.

Встречи детей могут включать 3 партии. Встреча считается законченной после того, как одна из сторон выиграет 2 партии. Право выбора подачи можно определить жеребьевкой. Ребенок, которому, согласно жребию, принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу и сторону площадки.[2]

Методические рекомендации

по обучению детей дошкольного возраста игре в теннис

Обучение детей дошкольного возраста  игре в настольный теннис проводится в три этапа: подготовительный, основной, закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Занятия можно проводить как  подгруппами, так и индивидуально, в помещении и на свежем воздухе.  

На каждом этапе ставятся определенные задачи, которые реализуются с помощью соответствующих средств, методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий с мячом и ракеткой в зависимости от имеющихся у детей навыков.

     Подготовительный этап обучения – самый сложный и длительный. На этом этапе дети не только знакомятся с настольным теннисом и оборудованием, но и происходит сложный процесс овладения соотносящимися действиями с мячом и ракеткой. Ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснением. Поэтому нужно многократно показать детям на высоком уровне стойку, «хватку», выполнение «чеканки» и других упражнений с мячом и ракеткой. Учитывая особенности детей этого возраста, рекомендуется проводить обучение в непринужденной, игровой, ненавязчивой форме и через игру поддерживать интерес к спорту. На занятиях используются специально подобранные игры и упражнения.

Приемам настольного тенниса дошкольников обучают в следующей последовательности: держание ракетки (хватка), стойка теннисиста, его перемещение, изучение ударов и подач.

Главная проблема на этом этапе – научить детей «чувствовать мяч», регулировать силу удара, наклон ракетки.

Занятия-тренировки по настольному теннису желательно делить на три части.

    I часть – разминка. Её цель – разогреть мышцы, подготовить детей к освоению элементов настольного тенниса. В разминку входят различные виды ходьбы и бега, имитационные движения, упражнения по развитию внимания, реакции, глазомера. Важно создать у ребенка положительный  эмоциональный настрой.

     II часть – основная – направлена на освоение и совершенствование техники и тактики игры, развитие специальных физических и моральных качеств. Необходимо показать и объяснить детям «хватку» ракетки. Для овладения «хваткой» и привыкания к мячу и ракетке используются многочисленные подготовительные игры и упражнения: подбрасывание и ловля мяча (сначала двумя руками, одной рукой, затем – разными сторонами ракетки), перебрасывание мячей в парах и т.п. В упражнениях и играх с мячом и ракеткой совершенствуются функции равновесия, дети приобретают навык свободных действий с ракеткой, уверенность.

Обучение ударам по мячу следует начинать с их имитации. Имитационные упражнения являются необходимым условием достижения высоких спортивных результатов и поэтому требуют серьёзного отношения. Основным в имитации является многократное повторение ударных движений. Каждодневная имитация позволяет совершенствовать технику движений и тренировать мышцы рук, корпуса, ног, участвующие в игровых действиях. В основную часть можно включать самостоятельное выполнение упражнений, формировать стремление к самостоятельным играм с мячом и ракеткой.

III часть – заключительная. Её цель – успокоить ребёнка. В эту часть включают спокойную ходьбу, дыхательные упражнения, малоподвижные игры и т.п.[1]

     Основной этап обучения – ко второму этапу обучения следует переходить тогда, когда ребенок приобрел навыки действия с мячом и ракеткой. Приступая к нему, не следует забывать о закреплении уже имеющихся навыков (хватка, стойка, чеканка).

На этом этапе, помимо общефизической подготовки, ставятся задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а так же обучение игре на столе, стойке у стола, перемещению у стола, удару толчком, передаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе. Педагог многократно показывает способы удара толчком, подачи, показ подкрепляет объяснением, но некоторые несложные элементы дети выполняют только по словесному указанию. Часто возникает необходимость оказания помощи детям (совместное выполнение упражнений).  

Вначале обучают игре без сетки. Для удобства можно использовать две половинки стола как самостоятельные части. Предусматриваются и игровые упражнения с элементами соревнований. Для тренировки ударов (толчок, накат справа, накат слева) и подач можно  применять специальные тренажеры «Удочка», «Перекладина», «Мишень-ловушка» и другие.

Закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Основная задача этого этапа – овладение игрой по правилам.

Проблему поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым частично можно посредством организации игры в настольный теннис, обеспечивающих гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

В настоящее время проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения является неотъемлемой составляющей подготовки его к активной самостоятельной жизни.    

Вопрос физического воспитания подрастающего поколения – важный вопрос в современном обществе. Он актуален по многим причинам. Во-первых, здоровье подрастающего поколения, к сожалению, не улучшается. Во-вторых, приобщая детей к здоровому образу жизни, вооружаем их полезными умениями и навыками, формируем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных, спортивных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей, учим проявлять волевые усилия для преодоления физических трудностей при овладении тем или иным новым движением, закладываем основу для нормальной, плодотворной жизни без вредных привычек.

Для  формирования основ здорового образа жизни необходимо развивать потребность организма ребёнка в ежедневном двигательном тренинге, учитывая его индивидуальные особенности.

В связи с этим физическое воспитание в детском саду должно предусматривать ряд мероприятий, где в первую очередь целесообразно изучение с детьми различных спортивных игр и их элементов. Изучение практики физического воспитания в ДОУ показывает, что для решения задач психического и физического развития дошкольников, недостаточно проведения с ними элементарных подвижных игр. Более того, высокий интерес детей к играм, «содержащим сложно-координированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребёнка».

Таким образом, назрела проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решить эту проблему можно посредством организации игр с элементами спорта, обеспечивающих гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

Цель работы: формирование у детей желания к занятиям физическими упражнениями посредством игры в настольный теннис.

Задачи:

  1. Оздоровительные:
  • укреплять здоровье детей, улучшать их физическое развитие, совершенствовать  функциональное состояние костной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;
  • повышать работоспособность организма и его защитных свойств.
  • формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения);

2. Образовательные:

  • совершенствовать ранее освоенные умения;
  • формировать новые двигательные навыки, в том числе навыки игры в настольный теннис;
  • развивать физические качества посредством специальных упражнений с разными мячами (координационные способности – меткость, глазомер; способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений; скоростные способности; выносливость – общая и специальная);

3. Воспитательные:

  • воспитывать положительные черты личности (организованность, самостоятельность, активность и дисциплинированность);
  • воспитывать нравственные качества личности (честность, справедливость, взаимопомощь, бережное отношение к физкультурному инвентарю и ответственное выполнение поручений);
  • способствовать проявлению волевых качеств личности (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка).[4]  

Принципы:

  1. Доступность и индивидуализация
  1. Систематичность и последовательность
  2. Аксиологический принцип
  3. Принцип психологической комфортности
  4. Принцип сотрудничества и единства требований

При обучении детей дошкольного возраста настольному теннису используются следующие методы:

  1. Наглядный метод: показ физических упражнений, имитация; наглядные пособия (картины, рисунки и т.д.); зрительные ориентиры: предметная и графическая разметка.
  2. Словесные методы: названия упражнения, описание, объяснение, пояснение, указание, напоминание, распоряжение, команда, вопросы к детям, рассказ, беседа.
  3. Практические методы: повторение упражнений; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме.      
  4. Игровой метод.

Условия организации игры в настольный теннис

Для занятий настольным теннисом необходимо выбрать место, где будет организована игра, поставить теннисный стол на игровой или спортивной площадке, в удобном отдельном помещении. Желательно, чтобы он был сборно-разборным и, при необходимости, его можно было убрать.

Над столом натягивают плетеную сетку высотой около 15см. Ячейки сетки должны быть такими, чтобы сквозь них не проскочил мяч. Сетка крепится за стойки у боковых граней стола. Ракетки могут быть как фабричными, так и самодельными, мяч используется ярко оранжевого цвета, чтобы лучше было видно.

Техника игры в настольный теннис настольного тенниса включает в себя способы держания ракетки, стойки, перемещения и удары.

Как держать ракетку. Существует несколько способов. Одним из самых распространенных и более доступных для детей является такой: ребенок держит ракетку в горизонтальном положении, он обхватывает ручку ракетки таким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности, а большой палец – к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы свободно, без напряжения, обхватывают ручку ракетки.

Исходное положение и перемещение. Ребенок перед приемом мяча находится на расстоянии 40-60см от стола. Туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты, вес тела смещен на передние части стоп. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе.  Передвижение осуществляется на слегка согнутых «эластичных» ногах шагами, выпадами, прыжками, скользящим шагом.

Удар толчком. В настольном теннисе применяется более 20 различных ударов. Это простейший удар в настольном теннисе. При ударе толчком игрок занимает исходное положение в соответствии с направлением полета мяча: рука вытянута вправо или влево; предплечье параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу). В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетку посылают вперед легким, ровным движением. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за движением руки, то есть с дальней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии исходного положения – с ближней на дальнюю. Игра толчком тыльной и ладонной сторонами ракетки создает основу для разучивания в дальнейшем наката слева и справа.

Накат справа. Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, левая чуть выдвинутая вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено к столу влево, рука отведена вправо - назад для замаха. Наносить удар необходимо в высшей точке отскока мяча, когда он находится сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх – влево. Во время удара центр тяжести перемещается на левую ногу. После выполнения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для выполнения последующего игрового действия.

Накат слева. Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, правая чуть выдвинутая вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено к столу вправо, рука отведена влево в сторону для замаха. Наносить удар необходимо в высшей точке отскока, когда он находиться сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх – вправо. Во время удара центр тяжести перемещается на правую ногу. После выполнения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для выполнения последующего игрового действия.

Подача. При прямой подаче рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. В первом случае мяч не будет вращаться, а во втором – приобретает заданное вращение. Направление движения мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.

Правила игры в настольный теннис

Игровая задача. Игрок подает мяч ракеткой так, чтобы, ударившись о стол на стороне подающего, он перелетел через сетку, не задев её, и ударился о стол на другой стороне. Принимающий игрок должен отбить мяч только тогда, когда, когда он отскочит от стола. Выигрывает тот, у кого будет меньше очков.

Подача или введение мяча в игру. После удара по мячу ракеткой он должен отскочить от стола на стороне подающего, перелететь над сеткой, не задев её, и коснуться стола противника. Подача не засчитывается, если мяч задевает сетку.

Розыгрыш очка. Розыгрыш начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одним из игроков. Мяч, посланный на сторону противника, должен быть отражен другим игроком после отскока на его стороне (в правилах игры для дошкольников допускается несколько отскоков).  Мяч должен быть отражен ударом ракетки. Её разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Если мяч при этом не заденет сетку и коснется игровой поверхности стола на стороне соперника, он считается отраженным правильно.

Счет игры. Каждая ошибка одного из игроков дает очко другому. Партия считается законченной, если один игрок наберет 21 очко при преимуществе над соперником не менее чем в 2 очка. При счете 20-20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 11 или 15, но об этом надо предупредить детей до начала партии.

Игроки подают по 5 подач каждый. Начиная со счета 20-20, очередность подачи меняется после каждого очка. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.

Встречи детей могут включать 3 партии. Встреча считается законченной после того, как одна из сторон выиграет 2 партии. Право выбора подачи можно определить жеребьевкой. Ребенок, которому, согласно жребию, принадлежит выбор, имеет право выбрать подачу и сторону площадки.[2]

Методические рекомендации

по обучению детей дошкольного возраста игре в теннис

Обучение детей дошкольного возраста  игре в настольный теннис проводится в три этапа: подготовительный, основной, закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Занятия можно проводить как  подгруппами, так и индивидуально, в помещении и на свежем воздухе.  

На каждом этапе ставятся определенные задачи, которые реализуются с помощью соответствующих средств, методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий с мячом и ракеткой в зависимости от имеющихся у детей навыков.

     Подготовительный этап обучения – самый сложный и длительный. На этом этапе дети не только знакомятся с настольным теннисом и оборудованием, но и происходит сложный процесс овладения соотносящимися действиями с мячом и ракеткой. Ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснением. Поэтому нужно многократно показать детям на высоком уровне стойку, «хватку», выполнение «чеканки» и других упражнений с мячом и ракеткой. Учитывая особенности детей этого возраста, рекомендуется проводить обучение в непринужденной, игровой, ненавязчивой форме и через игру поддерживать интерес к спорту. На занятиях используются специально подобранные игры и упражнения.

Приемам настольного тенниса дошкольников обучают в следующей последовательности: держание ракетки (хватка), стойка теннисиста, его перемещение, изучение ударов и подач.

Главная проблема на этом этапе – научить детей «чувствовать мяч», регулировать силу удара, наклон ракетки.

Занятия-тренировки по настольному теннису желательно делить на три части.

    I часть – разминка. Её цель – разогреть мышцы, подготовить детей к освоению элементов настольного тенниса. В разминку входят различные виды ходьбы и бега, имитационные движения, упражнения по развитию внимания, реакции, глазомера. Важно создать у ребенка положительный  эмоциональный настрой.

     II часть – основная – направлена на освоение и совершенствование техники и тактики игры, развитие специальных физических и моральных качеств. Необходимо показать и объяснить детям «хватку» ракетки. Для овладения «хваткой» и привыкания к мячу и ракетке используются многочисленные подготовительные игры и упражнения: подбрасывание и ловля мяча (сначала двумя руками, одной рукой, затем – разными сторонами ракетки), перебрасывание мячей в парах и т.п. В упражнениях и играх с мячом и ракеткой совершенствуются функции равновесия, дети приобретают навык свободных действий с ракеткой, уверенность.

Обучение ударам по мячу следует начинать с их имитации. Имитационные упражнения являются необходимым условием достижения высоких спортивных результатов и поэтому требуют серьёзного отношения. Основным в имитации является многократное повторение ударных движений. Каждодневная имитация позволяет совершенствовать технику движений и тренировать мышцы рук, корпуса, ног, участвующие в игровых действиях. В основную часть можно включать самостоятельное выполнение упражнений, формировать стремление к самостоятельным играм с мячом и ракеткой.

III часть – заключительная. Её цель – успокоить ребёнка. В эту часть включают спокойную ходьбу, дыхательные упражнения, малоподвижные игры и т.п.[1]

     Основной этап обучения – ко второму этапу обучения следует переходить тогда, когда ребенок приобрел навыки действия с мячом и ракеткой. Приступая к нему, не следует забывать о закреплении уже имеющихся навыков (хватка, стойка, чеканка).

На этом этапе, помимо общефизической подготовки, ставятся задачи отработки выполнения действий с мячом и ракеткой, а так же обучение игре на столе, стойке у стола, перемещению у стола, удару толчком, передаче мяча, проводятся игровые упражнения на столе. Педагог многократно показывает способы удара толчком, подачи, показ подкрепляет объяснением, но некоторые несложные элементы дети выполняют только по словесному указанию. Часто возникает необходимость оказания помощи детям (совместное выполнение упражнений).  

Вначале обучают игре без сетки. Для удобства можно использовать две половинки стола как самостоятельные части. Предусматриваются и игровые упражнения с элементами соревнований. Для тренировки ударов (толчок, накат справа, накат слева) и подач можно  применять специальные тренажеры «Удочка», «Перекладина», «Мишень-ловушка» и другие.

Закрепление и совершенствование навыков (игра по правилам). Основная задача этого этапа – овладение игрой по правилам.

Проблему поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым частично можно посредством организации игры в настольный теннис, обеспечивающих гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

Детская гиперактивность

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.


 

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  •  стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. 

 Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.


 

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  •  задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом.  Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.


 

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании.  Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми


 

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.


 

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками


 

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

 

Спортивое разлечение "ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИЯХ"

                  13 ноября 2020г в группе "Пчелки" прошло развлечение "ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИЯХ" в рамках реализации парциальной программы "Азбука пожарной безопасности". Рабята закрепили знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения; совершенствовали физические качества: ловкость, быстроту, выносливоть ,силу и смекалку.

Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни

 

          Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, весёлыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям.    Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

         Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Нередко у ребёнка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребёнку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни, бревно, перелезание через бревно, подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъём в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе до двух минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая в коленях), приставным шагом боком и другие. Все виды движений проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения и поддерживает положительные эмоции у детей. Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

       Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надёжную защиту от острых респираторных заболеваний. Популярное циклическое упражнение – бег трусцой со скоростью 5-7 км/ч через один-два можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причём не за счёт удлинения пробегаемой дистанции, а за счёт повторения. Постепенно при правильно организованной тренировке дети дошкольного возраста могут пробегать 1,5-2 км без напряжения.

        Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Необходимо сделать всё возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе.

       Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и другом. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.

       Какой можно сделать вывод?

       Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребёнка развиваются индивидуальные склонности и интересы и отношение к здоровью становится ценностным.

 Например, ряд упражнений для выполнения дома вместе с родителями:

 1. «Кошечка» – развивать навык ползания, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей;

2. «Качалка» – укреплять мышцы туловища и конечностей, развивать координацию движений, совершенствовать функцию вестибулярного аппарата;

 3. «Ласточка» – тренировать вестибулярный аппарат, развивать координацию движений, укреплять связочно- мышечный аппарат, туловище, руки, ноги;

4. «Крокодил» – укреплять связочно-мышечный аппарат, туловище, руки, ноги.

       И ряд подвижных игр: «Забей гол картошкой», «Мой весёлый звонкий мяч», «Лови мяч», «Бадминтон», «Весёлая скакалка» и другие. Играя с детьми, родители заботятся о здоровье, и это, неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Оно зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Это значит, что в развитии у детей ценностного отношения к здоровью, важную роль играют родители, именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

 

Упражнение с палкой

Наши точки